Информационный бюллетень о деятельности ДОУ

Государственное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад «Кудесница» с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников Петроградского района Санкт-Петербурга.

Это первый детский сад для глухих детей, открытый при школе, которая находилась на улице Гороховой в 1920 г. Детский сад был интернатный общероссийский, в нем воспитывались только глухие дети. Обучение начиналось с четырех лет. Основная задача обучения в детском саду – чтение с лица, речевое и интеллектуальное развитие. Работа над речью начиналась со сличения картинок, параллельно с обучением речи и чтению шло обучение письму и развитию сенсорных ощущений по методике Монтессори. Обучение в детском саду длилось три-четыре года. С 1932 г. детский сад включился в экспериментальную работу вместе с московским детским садом для глухих детей, руководимым супругами Натальей Александровной и Федором Александровичом Рау. С 1938 года по окончанию экспериментальной работы ленинградский детский сад №1 для глухих детей стал работать по системе Н.А. и Ф.А. Рау по обучению устной речи. Одновременно в детском саду проводился эксперимент по обучению глухих детей письму и чтению письменной речи. Эксперимент проводила научные сотрудники ленинградского фонетического института Елена Петровна Мусатова и Елизавета Ефимовна Павлова.

В конце 90-х годов детский сад участвовал в Российско-Фламандском проекте по построению системы индивидуального психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с проблемами в развитии и их семей, что позволило познакомится с зарубежным опытом социализации детей с нарушением слуха, переосмыслить успехи и недостатки предшествующих лет работы учреждения, выработать и реализовать новую, отвечающую новым веяниям, концепцию деятельности учреждения. За время реализации международного проекта 6 педагогов детского сада прошли специализированное обучение в Бельгии. Международный уровень работы детского сада позволил создать инновационную образовательную среду, обеспечивающую социализацию ребенка с ОВЗ: сенсорная комната, специальное компьютерное оборудование для детей с нарушением слуха, класс развивающего обучения, библиотека, специально оборудованная территория вокруг детского сада и др.

С 2008 года детский сад работает в статусе городской экспериментальной площадки по реализации регионального сетевого инновационного проекта «Технологии инклюзивного образования для детей с нарушением слуха (в том числе после кохлеарной имплантации) в СДО Санкт-Петербурга».

На базе детского сада регулярно проводятся городские семинары для учителей-дефектологов детских садов компенсирующего вида для детей с нарушением слуха по темам «Индивидуальный подход в обучении неслышащих детей младшего дошкольного возраста», «Использование игр и упражнений в развитии коммуникативных навыков детей с нарушением слуха», «Использование компенсаторных возможностей при воспитании и обучении детей с нарушением слуха», «Физическое, интеллектуальное и психическое саморазвитие детей с особыми потребностями».

Детский сад является базовой площадкой по организации практики студентов РГПУ им. А.И.Герцена, университета им. Лесгафта, Института специальной педагогики и психологии имени Рауля Валленберга.

В апреле 2011 г. детский сад успешно включился в программу «Международный центр инклюзивной реабилитации детей со сложными и множественными нарушениям развития», сотрудничающий с Норвегией и Данией. На базе детского сада работает попечительский совет, включающий в себя представителей общественных организаций Всероссийское общество глухих, представителей благотворительных организаций.

Детский сад с 1992 года успешно ведет самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность, которая содействует улучшению качества образовательной среды учреждения.

Детский сад неоднократно награждался региональными и районными грамотами за высокий уровень воспитательно-образовательной работы и успешную инновационную деятельность.

С 2008 года работали в инновационном режиме по созданию модели инклюзивного воспитания и обучения детей с проблемами слуха. Эксперимент закончился в декабре 2011 года.

С 1 сентября 2011 года детский сад стал Федеральной площадкой по двум направлениям:

С 01 января 2015 года до 31 декабря 2017 года работает в режиме районной экспериментальной площадки по теме: «Создание модели эффективного партнерства семьи и ДОУ в условиях введения ФГОС дошкольного образования».

А также с 01 января 2014 года до 31 декабря 2016 года в режиме региональной экспериментальной площадки по теме: «Разработка модели консультационного центра на базе коррекционного дошкольного образовательного учреждения для оказания консультативной поддержки всем участникам образовательного процесса по вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья».